«Крепко-накрепко»: чем сегодня склеивают полиграфическую продукцию

 

 

Процесс склеивания отдельных ча­стей заказа — важный этап послепе- чатной обработки. Он напрямую вли­яет на качество итогового изделия. Правильный выбор самого вида клея, нужная температура, создание усло­вий, чтобы конечный продукт удачно «скрепился» — необходимые требо­вания для достижения положитель­ного результата. Заказчик может не разбираться в нюансах этого дела. Он просто видит книгу, или брошюру, или памятку, и смотрит — хорошо ли раз­гибается обложка, насколько эластич­ным получился корешок, не собирают­ся ли выпадать страницы.

Поэтому выбор нужного клея — для полиграфиста далеко не последняя задача. Сегодня мы попытаемся разо­браться: какие виды полиграфическо­го клея существуют на сегодняшний день и чем они характерны?

Животный

Животный клей, или клей живот­ного происхождения — один из са­мых «старых» видов клеев. Название олицетворяет состав — переработан­ные кожа и кости животных. Он отно­сится к горячим клеям, наносится при повышенной температуре (50-60°С), быстро остывая и схватываясь после контакта с бумагой и образуя густой гель. Клей обладает ограниченной ад­гезией и подходит не для всех мате­риалов. Обычно его используют для сборки переплетных крышек, марки­ровки бутылок и т.д.

Плюсы: Невысокая цена, простота приготовления, экологичность (живот­ные клеи не токсичны).

Минусы: Подверженность появ­лению гнилостных бактерий и, как следствие, образованию плесени. При температуре ниже нормы повы­шается вязкость и снижается клея­щая способность.

Дисперсионный

К очень распространенным в на­стоящее время клеям также относится PVA. Поливинилацетат растворяется водой, в которой он принимает состояние дисперсии. Именно она и исполь­зуется в качестве клея, отсюда назва­ние — поливинилацетатная диспер­сия. Образуя прочную и эластичную клеевую пленку, смесь хорошо склеи­вает полиграфическую продукцию.

Плюсы: хорошая адгезия к большо­му спектру материалов.

Минусы: длительное время склей­ки (РВА схватывается и застывает при испарении воды). Кроме того, в про­цессе замораживания и разморажива­ния клея происходит разрушение по­лимерной коллоидной структуры, из- за чего в клее образуются комки.

 

Термоклей

Термоклей — смесь различных полимеров, в большинстве случаев основанных на высоком проценте EVA (этиленвинилацетат). Он делит­ся на три вида в зависимости от вре­мени схватывания после нанесения: клеи быстрого схватывания, клеи затяжного схватывания и клеи, чув­ствительные к давлению (постоян­ной липкости). Термоклей использу­ется для склеивания широкого спек­тра материалов: при остывании адге­зия пропадает, а когезия становится прочной.

 

Плюсы: С данным видом клея ра­ботает большая часть оборудова­ния для бесшвейного скрепления.

Минусы: Жесткость и отсутствие эластичности в холодном виде. Пе­регрев для термоклея также не-

«Брикол»

Одной из инновационных разрабо­ток для полиграфии стал желатино­вый клей-расплав «Брикол» — соб­ственное изобретение российской компании «Клейжелатинпром». Он

 

желателен — повышается его вяз­кость, клей наносится неровно. Поэтому обязательно соблюдение температурного режима, рекомен­дованного поставщиком.

PUR

Столкнувшись с такой пробле­мой как наличие в продукции раз­ных материалов (бумаги, картона, кальки, металлической фольги и т.д.), производители встали перед вопросом: чем склеивать подоб: ные блоки? Спрос рождает пред­ложение, и на рынке получили ши­рокое распространение полиурета­новые клеи (PUR). Они обладают отличной эластичностью и позво­ляют получить гибкий корешок да­же в объемных блоках. Благодаря тому, что клей хорошо проникает в микропоры бумаги и между стра­ницами, склейка получается даже более прочной, чем с термоклеем.

Плюсы:   Прочно скрепляет

большинство бумаг (плотную ме­лованную бумагу, разные сорта бумаги и даже запечатанную бу­магу) и другие материалы. Вы­держивает как высокие, так и низкие температуры.

Минусы: Цена выше, чем у дру­гих видов клея. Долгое время схва­тывания (до нескольких часов).

предназначен для изготовления твердых переплетных крышек, бу­мажных пакетов, оклейки корешков книжных блоков и во многих других производствах, где используется на­туральный белковый клей-расплав.

Плюсы: экономичен; наносится тонким слоем и не коробит изделие; разбавляется водой (что снижает его расход), не имеет неприятного запа­ха. Склеенное изделие сразу готово к следующему производственному эта­пу и не требует времени на сушку.

Минусы: оборудование требует наличия водяной бани для подогре­ва емкости с клеем. Для запуска после длительного простоя требу­ется время на разогрев клея (около получаса).

Завершая наш небольшой экскурс в тему клея, сделаем вывод, что эта сфера на данном этапе активно раз­вивается: совершенствуются при­вычные виды, создаются все более удобные в использовании консистен­ции, оживляются российские произ­водители. Это говорит о важности этого компонента в производствен­ном процессе и необходимости обра­тить на него внимание деятелей по­лиграфической среды.

 

ВАЖНЕЙШИЕ ПАРАМЕТРЫ КЛЕЯ,

влияющие на качественное склеивание материалов:

Вязкость подбирается в за­висимости от характера работ и оборудования. Клей должен быть достаточно жидким для оп­тимального дозирования, но не проникать на оборотную сторо­ну материала. Не рекомендует­ся самостоятельно разбавлять клей до необходимой вязкости: это может деформировать ма­териал или ухудшить качество клея. Лучшее решение — при­обрести клей сразу с необходи­мой вязкостью.

Время схватывания — ми­нимальное время, в течение ко­торого образуется клеевое со­единение.

Клеящая сила — зависит от состава клея, определяет, на­сколько сложные материалы можно склеить.

Пленка после высыхания должна быть прочной и эластич­ной. Также должна обеспечи­вать надежное соединение двух материалов и иметь минималь­ную усадку.

Липкость должна быть до­статочной, чтобы соединенные материалы оставались в зафик­сированном положении до за­твердевания пленки.

Уровень pH. Хороший клей должен иметь нейтральную ре­акцию, чтобы бумага не жел­тела, а краски на оттиске не обесцвечивались.

Экологичность. Отсутствие токсичных соединений. Этот параметр, несмотря на стреми­тельный технический прогресс, имеет очень большое значение как для самих полиграфистов, так и для потребителей печат­ной продукции.