Чем сегодня склеивают полиграфическую продукцию - статья
«Крепко-накрепко»: чем сегодня склеивают полиграфическую продукцию
Процесс склеивания отдельных частей заказа — важный этап послепе- чатной обработки. Он напрямую влияет на качество итогового изделия. Правильный выбор самого вида клея, нужная температура, создание условий, чтобы конечный продукт удачно «скрепился» — необходимые требования для достижения положительного результата. Заказчик может не разбираться в нюансах этого дела. Он просто видит книгу, или брошюру, или памятку, и смотрит — хорошо ли разгибается обложка, насколько эластичным получился корешок, не собираются ли выпадать страницы.
Поэтому выбор нужного клея — для полиграфиста далеко не последняя задача. Сегодня мы попытаемся разобраться: какие виды полиграфического клея существуют на сегодняшний день и чем они характерны?
Животный
Животный клей, или клей животного происхождения — один из самых «старых» видов клеев. Название олицетворяет состав — переработанные кожа и кости животных. Он относится к горячим клеям, наносится при повышенной температуре (50-60°С), быстро остывая и схватываясь после контакта с бумагой и образуя густой гель. Клей обладает ограниченной адгезией и подходит не для всех материалов. Обычно его используют для сборки переплетных крышек, маркировки бутылок и т.д.
Плюсы: Невысокая цена, простота приготовления, экологичность (животные клеи не токсичны).
Минусы: Подверженность появлению гнилостных бактерий и, как следствие, образованию плесени. При температуре ниже нормы повышается вязкость и снижается клеящая способность.
Дисперсионный
К очень распространенным в настоящее время клеям также относится PVA. Поливинилацетат растворяется водой, в которой он принимает состояние дисперсии. Именно она и используется в качестве клея, отсюда название — поливинилацетатная дисперсия. Образуя прочную и эластичную клеевую пленку, смесь хорошо склеивает полиграфическую продукцию.
Плюсы: хорошая адгезия к большому спектру материалов.
Минусы: длительное время склейки (РВА схватывается и застывает при испарении воды). Кроме того, в процессе замораживания и размораживания клея происходит разрушение полимерной коллоидной структуры, из- за чего в клее образуются комки.
Термоклей
Термоклей — смесь различных полимеров, в большинстве случаев основанных на высоком проценте EVA (этиленвинилацетат). Он делится на три вида в зависимости от времени схватывания после нанесения: клеи быстрого схватывания, клеи затяжного схватывания и клеи, чувствительные к давлению (постоянной липкости). Термоклей используется для склеивания широкого спектра материалов: при остывании адгезия пропадает, а когезия становится прочной.
Плюсы: С данным видом клея работает большая часть оборудования для бесшвейного скрепления.
Минусы: Жесткость и отсутствие эластичности в холодном виде. Перегрев для термоклея также не-
«Брикол»
Одной из инновационных разработок для полиграфии стал желатиновый клей-расплав «Брикол» — собственное изобретение российской компании «Клейжелатинпром». Он
желателен — повышается его вязкость, клей наносится неровно. Поэтому обязательно соблюдение температурного режима, рекомендованного поставщиком.
PUR
Столкнувшись с такой проблемой как наличие в продукции разных материалов (бумаги, картона, кальки, металлической фольги и т.д.), производители встали перед вопросом: чем склеивать подоб: ные блоки? Спрос рождает предложение, и на рынке получили широкое распространение полиуретановые клеи (PUR). Они обладают отличной эластичностью и позволяют получить гибкий корешок даже в объемных блоках. Благодаря тому, что клей хорошо проникает в микропоры бумаги и между страницами, склейка получается даже более прочной, чем с термоклеем.
Плюсы: Прочно скрепляет
большинство бумаг (плотную мелованную бумагу, разные сорта бумаги и даже запечатанную бумагу) и другие материалы. Выдерживает как высокие, так и низкие температуры.
Минусы: Цена выше, чем у других видов клея. Долгое время схватывания (до нескольких часов).
предназначен для изготовления твердых переплетных крышек, бумажных пакетов, оклейки корешков книжных блоков и во многих других производствах, где используется натуральный белковый клей-расплав.
Плюсы: экономичен; наносится тонким слоем и не коробит изделие; разбавляется водой (что снижает его расход), не имеет неприятного запаха. Склеенное изделие сразу готово к следующему производственному этапу и не требует времени на сушку.
Минусы: оборудование требует наличия водяной бани для подогрева емкости с клеем. Для запуска после длительного простоя требуется время на разогрев клея (около получаса).
Завершая наш небольшой экскурс в тему клея, сделаем вывод, что эта сфера на данном этапе активно развивается: совершенствуются привычные виды, создаются все более удобные в использовании консистенции, оживляются российские производители. Это говорит о важности этого компонента в производственном процессе и необходимости обратить на него внимание деятелей полиграфической среды.
ВАЖНЕЙШИЕ ПАРАМЕТРЫ КЛЕЯ,
влияющие на качественное склеивание материалов:
Вязкость подбирается в зависимости от характера работ и оборудования. Клей должен быть достаточно жидким для оптимального дозирования, но не проникать на оборотную сторону материала. Не рекомендуется самостоятельно разбавлять клей до необходимой вязкости: это может деформировать материал или ухудшить качество клея. Лучшее решение — приобрести клей сразу с необходимой вязкостью.
Время схватывания — минимальное время, в течение которого образуется клеевое соединение.
Клеящая сила — зависит от состава клея, определяет, насколько сложные материалы можно склеить.
Пленка после высыхания должна быть прочной и эластичной. Также должна обеспечивать надежное соединение двух материалов и иметь минимальную усадку.
Липкость должна быть достаточной, чтобы соединенные материалы оставались в зафиксированном положении до затвердевания пленки.
Уровень pH. Хороший клей должен иметь нейтральную реакцию, чтобы бумага не желтела, а краски на оттиске не обесцвечивались.
Экологичность. Отсутствие токсичных соединений. Этот параметр, несмотря на стремительный технический прогресс, имеет очень большое значение как для самих полиграфистов, так и для потребителей печатной продукции.