4. Картонная и бумажная тара
При выборе вида и материала картонно-бумажной тары для упаковки продукции необходимо руководствоваться следующими основными требованиями:
1. Тара должна быть прочной, чтобы гарантировать сохранность упакованной продукции.
2. Стоимость тары должна составлять небольшую долю по отношению к стоимости упаковываемой продукции (за исключением подарочной).
3. Конструкция тары должна быть удобной в использовании.
4. Расход материала на тару должен быть минимальным.
5. Тара должна быть унифицированной и отвечать требованиям установленных стандартов.
6. Производство тары должно осуществляться на современном механизированном и автоматизированном оборудовании.
7. Конструкция тары должна, при необходимости, позволять производить упаковку продукции механизированным способом.
Картонная и бумажная тара по конструктивным признакам и виду материала разделяется на: ящики из гофрированного картона, ящики из сплошного клееного картона, лотки картонные, картонные барабаны и обечайки, картонные вкладыши, мешки бумажные, тара из бумажного литья, поддоны картонные, контейнеры картонные, прокладки, амортизаторы, перегородки и др.
4.1. Упаковочные изделия из гофрированного картона
Ящики картонные. По виду применяемого материала разделяются на ящики из гофрированного и сплошного склеенного картона (см. п.4.2). Первые наиболее распространены и перспективны.
Внутренние размеры ящиков должны соответствовать требованиям Межгосударственного стандарта 9142-90 с учетом габаритных размеров и массы упаковываемой продукции. Отношение длины к ширине ящика рекомендуется принимать не более 2,5 к 1, отношение высоты к ширине - не более 2 к 1 и не менее 0,5 к 1. Допустимую высоту штабеля из ящиков устанавливают по нормативно-технической документации на ящики из гофрированного картона для конкретной продукции с учетом ее свойств, полной вместимости или грузоподъемности транспортных средств. Направление гофров должно быть параллельно высоте ящика или вкладыша. Для ящиков с продукцией, не воспринимающей нагрузку штабеля, допускается другое направление гофров. Продольные и поперечные сгибы развертки ящика должны быть взаимно перпендикулярны.
Ящики по соединительному шву должны быть сшиты или склеены. Вид скрепления установлен в нормативно-технической документации на ящики для конкретных видов продукции с учетом требований к ней. Скобы для скрепления делают из проволоки или стальной ленты.
На поверхности ящика допускаются местные вмятины, образующиеся при сшивке, склейке или упаковывания ящиков в кипы. Клапаны ящиков должны выдерживать 10 двойных перегибов на 1800 по линии сгиба без образования трещин.
Для транспортирования и хранения ящики одного размера укладываются в кипы массой не более 20 кг. Кипы обвязывают полипропиленовым шнуром или лентой. В местах возможного повреждения кипы ящиков применяют картонные прокладки. Ящики и вспомогательные упаковочные средства хранят в крытых помещениях.
Ящики из гофрированного картона можно разделить по конструкции на следующие основные группы: ящики с четырехклапанным дном и крышкой; ящики с четырехклапанным дном и съемной клапанной крышкой (телескопического типа); ящики нескладные со сплошным дном и съемной крышкой; ящики оберточного типа; комбинированные ящики и др. В международной практике принята специальная кодификация типов подукции из гофрокартона (см. Приложение).
Рулоны и листы на продажу. Представляют собой исходный материал для дальнейшей переработки. Им присвоен код 01.
Ящики с прорезями четырехклапанные и трехклапанные являются самой популярной и массовой конструкцией картонной тары благодаря простоте конструкции, технологичности в изготовлении, удобстве при упаковке продукции. Им присвоен код 02. Состоят из одной части с проклеенными клеем, прошитыми или проклеенными клейкой лентой швами и верхними и нижними клапанами. Закрывание их производится посредством клапанов, составляющих единое целое с боковыми сторонами (обечайкой). Такие ящики поставляют в сложенном виде, готовыми к использованию.
Основные элементы ящика, изготовленного из одной заготовки и его развертка приведены на рис.4.1. Все элементы развертки (и складного ящика) условно разделяют на главные и вспомогательные. К главным элементам складного ящика относят лицевую 1, заднюю 3, боковые 2 и 4 стороны (панели), а также верхнюю 8 и нижнюю 18 и 20 стороны (панели). На них наносят текстовую и изобразительную информацию. Вспомогательные элементы служат для крепления и фиксации основных элементов. К ним относят склеиваемый клапан 5, верхние клапаны 9 и 10, верхний лицевой клапан 11 и нижние боковые клапаны 19 и 21.
Система нижних боковых клапанов и нижних сторон образует дно ящика. Нижние стороны могут быть приклеены друг к другу или скрепляться различными замковыми устройствами. Например, на нижней стороне 20 выполнены прорези 23 специального профиля, в которые вставляются язычки 22 нижней стороны 18.
Верхние боковые клапаны 9 и 10 совместно с верхней стороной 8 и верхним лицевым клапаном 11 образуют крышку ящика. Крышка может быть приклеенной или многократно открывающейся с фиксацией разнообразными замковыми устройствами. Замки выполняются преимущественно на верхнем лицевом клапане 11 в виде вырезов 12 или прорезей 13. В них входят и выполняют роль затворов либо верхние боковые клапаны 9 и 10, либо язычки 17 на задней стороне 3. Повышают прочность и надежность замков плечи 15 верхнего лицевого клапана. Для удобства сборки крышки верхний лицевой клапан 11 имеет конусную заводную часть 14, а в основании верхних боковых клапанов 9 и 10 вырезаны специальные компенсаторы 16. Если изготовление складного ящика завершается процессом склеивания продольного шва по склеиваемому клапану 5, то складывание (фальцовку) ящика осуществляют по двум линиям биговки 7.
и собранный ящик
Обозначение основных габаритных размеров складных ящиков (коробок) приводят в последовательности: А х В х Н (длина х ширина х высота), где А, В и Н - внешние размеры сторон (в мм). Раскрой развертки производится с учетом толщины картона, так как при сгибе по биговочным канавкам реальные внутренние размеры ящика получаются меньше на величину 2S - двойную толщину картона.
Ящики телескопические состоят из нескольких частей и характерны тем, что у них есть крышка и (или) нижняя выдвижная часть. Им присвоен код 03.
Фальцованные ящики и лотки обычно состоят из одного листа картона. Эта разновидность ящиков (код 04) применяется для упаковки плоских предметов или изделий, формируемых в плоский пакет. Эта тара находит применение для упаковки консервных банок на упаковочных машинах типа «Пак-мастер». Конструкция этих ящиков не требует дополнительных материалов (клей, скобы и др.) для их сборки перед употреблением.
Ящики раздвижные состоят из внутренних и внешних частей, скользящих друг относительно друга. Им присвоен код 05.
Ящики жесткие состоят из двух отдельных боковых частей и корпуса. Ящик должен быть прошит или склеен перед употреблением для соединения торцевых частей с обечайкой. Ящики имеют код 06.
Ящики лоткового типа. Такие ящики не имеют крышки и применяются для упаковки различной плодоовощной и кондитерской продукции. Эти ящики образуются из высеченных заготовок сложной конфигурации и собираются без применения клея, путем закрепления стенок при помощи фиксирующих элементов. Они могут иметь вентиляционные отверстия или отверстия для ручек. Ящикам присвоен код 07. По конструкциям такие ящики разделяют на: складные из одной заготовки и комбинированные. В них отдельные элементы (например, стойки) выполняются из пластмассы или древесины. Сборка комбинированных ящиков производится путем пришивки стенок к стойкам.
Барабаны из гофрированного картона. Предназначены для перевозки предметов цилиндрической формы (рулоны пленки, индикаторной бумаги и др.) и имеют обечайку в виде многогранника. По конструкции барабаны картонные разделяются на три группы: из одной заготовки с клапанным
71
дном и крышкой; из многогранной обечайки и торцевыми крышками из картона; комбинированные.
Поддоны картонные. Предназначены для пакетирования тарно-штучных грузов, формирования грузового пакета (паллета), перемещения, транспортирования и хранения грузов. Поддоны разделяются на две группы: картонные и комбинированные.
Контейнеры картонные. Предназначены для перевозки различных изделий, имеющих первичную упаковку, и позволяют создать укрупненную грузовую единицу. Основными показателями контейнеров являются грузоподъемность и собственная масса контейнера. Масса тары картонных контейнеров по отношению к массе груза составляет 5-8 %. Размеры основания таких контейнеров определяются основным модулем стандартного поддона и составляют чаще всего 800х1200 мм или 800х600 мм. По конструкции контейнеры картонные бывают: состоящие из картонного ящика и обычного деревянного поддона; сборные, состоящие из отдельных картонных заготовок, собираемых на поддоне; контейнеры со съемной стенкой или крышкой; складные с собираемыми опорами.
Картонные прокладки, решетки, амортизаторы, вкладыши, перегородки являются вспомогательными материалами и служат для разделения упаковываемых изделий, повышения прочности дна или стенок ящика, защиты изделий от ударных и вибрационных нагрузок, создания удобств упаковки. Этим материалам присвоен код 09. Наряду с амортизаторами, которые изготовляются из гофрированного картона, применяются и комбинированные, в которых картон сочетается с синтетическими амортизационными материалами, такими как пенополистирол, пенополиуретан и др.
Традиционная технология изготовления ящиков из гофрокартона состоит обычно из следующих двух основных групп операций: высечка и рилевка закроя и, если ящик не сборный (из одной детали) - фальцевания и соединения (склейка, сшивка) бокового шва. Изготовление закроя ящиков, когда высечка и рилевка осуществляются по прямым линиям в продольном и поперечном направлениях, не требует сложной инструментальной оснастки. В этом случае используются биговально-высекальные станки упрощенного типа. Штамповка может осуществляться из листов на машинах плоской высечки (более точная штамповка) или на ротационных прессах (более высокопроизводительная штамповка).